Шахматы - философия жизни. 
Василий Иванчук   

РОДИТЕЛЯМ

Сегодня обучение шахматам - популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают, когда и с чего лучше начинать.

Благодаря шахматам:

  • Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное - проигрыш) - приучают детей к самостоятельности и ответственности.
  • Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.
  • У ребенка развивается пространственное воображение.
  • Уже в начальной школе дети сталкиваются с задачами, требующими планируемых действий. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
  • Одна из самых привлекательных возможностей шахмат - это победа над соперником. Желание побеждать заставляет ребенка заниматься, а любая ошибка или поражение - это только новая возможность для развития.
  • Навчання шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.
Нужны ли индивидуальные занятия с тренером?

Многие родители считают, что во время обучения в шахматы индивидуальные занятия с тренером помогут их ребенку за короткое время стать мастером спорта, а, возможно, даже гроссмейстером. Это не всегда так.

Если ваш ребенок увлечен шахматами, выполняет домашнее задание в большем объеме, чем было задано, приходя домой после сыгранной партии, раскрывает шахматы и пытается ее проанализировать, а Вы готовы пожертвовать чем-либо ради занятий шахматами, то индивидуальные занятия с тренером-педагогом целесообразны.

Если нет, то пусть ваш ребенок посещает шахматные занятия в шахматной школе, но не требуйте от него пока каких-то высоких результатов. Ведь есть такие дети, которые приходят в коллектив не только для обучения шахматной игре, но и для общения, которого им, возможно, не хватает в обычной жизни. Может быть, вашему ребенку хорошо в данном коллективе, так как здесь к нему относятся с добротой и уважением? Результаты? Результаты обязательно будут, но не так быстро, как вы думаете.

Многие дети хотят достичь для себя каких-то высоких результатов, но при этом занимаются шахматами недостаточно. Играть в шахматы они готовы, правда, даже и здесь не всегда. Причины нежелания играть бывают разные: страх проиграть и снизить свой рейтинг (хотя дома, я надеюсь, их за проигрыш никто не ругает), боязнь играть с соперниками, имеющих более высокие разряды или рейтинги. Чтобы преодолеть этот психологический барьер, нужен тренер-педагог.

Самостоятельная работа дома

Тренерам нередко приходится напоминать детям о выполнении домашнего задания и самостоятельной работы над шахматами. Это касается не только детей, имеющих 3-4 разряды, но также и детей, имеющих 1-2 разряды, в том числе и кандидатов в мастера спорта. Пока тренер проверяет домашнее задание, дети его выполняют. Но стоит только ослабить внимание - самостоятельная работа над шахматами прекращается. Для того, чтобы получить высокие результаты, нужно постоянно совершенствоваться. В основе совершенствования лежит самостоятельная работа.

Детям, которые занимаются дома шахматами самостоятельно, мы стараемся помочь в первую очередь: объясняем, над чем и как работать в данный период времени.

Но что делать родителям, у которых дети пока не умеют заниматься самостоятельно? Сначала вместе с ребенком надо решить чего вы хотите достичь, занимаясь шахматами, какой разряд по шахматам он хочет получить? И когда вместе с ним вы достигнете поставленной цели, ставьте другую цель и т.д. Начинать следует с малой цели, а стремиться к большому и никогда не останавливаться на достигнутом.

Рейтинг

Есть родители, которые следят за изменением рейтинга своего ребенка, и это неплохо. Но при этом не следует сравнивать своего ребенка с другими. Рейтинг может снизиться или повыситься, и к этому надо относиться философски. Придавать серьезное значение этому не следует. Пусть ваши дети не боятся потерять рейтинг. Если этот страх присутствует, ребенок не сможет играть хорошо. В конце концов, он может перестать заниматься шахматами, так и не раскрывшись до конца. Не создавайте для него комплекс под названием «Рейтинг».

Повышение разряда

Когда ваши дети приходят учиться шахматам, то уровень начальных знаний у всех разный. В течение учебного года они получают информацию о шахматной игре и ее правилах, выполняют домашние задания и участвуют в соревнованиях. В это время кто-то из детей начинает показывать хорошие результаты и даже выполняет начальный 4 разряд. И вот этот ребенок, ставший сильнейшим среди начинающих, начинает играть с детьми, имеющими 4 разряд, у которых больше знаний и опыта игры на этом уровне. Ваш ребенок, оказавшись среди таких детей, начинает показывать уже не такие хорошие результаты, как раньше. Родители не понимают, что происходит. Он был лучшим. А то, что у ребенка еще не хватает знаний и опыта, родители не догадываются. Проходит время, ребенок получает и усваивает новую информацию по шахматам, у него накапливается опыт игры с детьми, имеющими 4 и 3 разряд, он занимается самостоятельно (решает позиции, читает шахматные книги). И вот он снова - самый сильный. Он выполняет 3 разряд. И что же дальше? А дальше то же самое. Переходя на следующий уровень, у него, возможно, будут неудачи, а затем после накопления опыта и знаний, вновь появятся результаты. Успехи будут не всегда. И это нормально.

Уважаемые родители, вам нужно помогать вашим детям, не торопить их, а терпеть и ждать, когда наступит очередной успех.

Давайте не будем ребенка ругать, а будем ее ЛЮБИТЬ.

 

Новости из мира шахмат

Шахматные головоломки
Это интересно